Телефон:
(495) 223-4260
Электронная почта:
«Аладна Технолоджис». Фирменный стиль

Практики. Построение фирменного блока.

Сергей Баркас
Сергей Баркас, арт-директор «Аладна Технолоджис»
19.06.2009

Одним из неотъемлемых и обязательных атрибутов любого «Руководства по использованию элементов визуальной идентичности» в том его разделе, который непосредственно относится к описанию фирменного знака или блока компании, является изложение правил их построения.

Достаточно часто в последнее время можно услышать от эстетствующих недоучек от дизайна смелые заявления о том, что описание подобных правил — это пережиток докомпьютерной эры или арт-директорские хитрости для создания ложного впечатления о дороговизне и сложности проекта.

Чтобы понять — для чего необходимо подобное построение в гайд-лайне нужна самая малость: набраться духа и оторвать свою креативную задницу от анатомического дизайнерского кресла с тем, чтобы хоть один раз в жизни спуститься в производственный цех и услышать все те слова, которыми мастера и монтажники поминают дизайнера вместе со всей его роднёй, в очередной раз пытаясь быстро и правильно смонтировать придуманную «творцом» сложную многомерную конструкцию, к которой вместо технического сборочного эскиза прилагается выходной файл с её общим видом.

Красота «с изнанки»

Для того чтобы не быть голословным, возьмём для примера реальный товарный знак реального заказчика, описанный реальным гайд-лайном, и проследим за его судьбой за пределами уютной дизайн-студии.

Товарный знак компании «Траксервис», Россия
Товарный знак компании «Траксервис», Россия

Именно такую красивую картинку видит и дизайнер на своём роскошном мониторе, и заказчик в полученном от разработчика сверкающем глянцем «Руководстве по использованию элементов визуальной идентичности». Точно также она выглядит в прилагаемом к этому документу файле, предназначенном для корректного воспроизведения знака во всех предусмотренных случаях его производства.

Типовой разворот гайд-лайна»
Типовой разворот гайд-лайна

И всё было бы хорошо, пока речь шла бы о полиграфии, сувенирной продукции или, скажем, веб-дизайне. Но однажды заказчик решает изготовить себе классную многоуровневую вывеску на фасад или дорожный указатель со своим новым товарным знаком. Наивно полагая, что в приобретённом им за немалые деньги «Руководстве» есть всё, что может ему понадобиться «на все случаи жизни», заказчик передаёт в производство компакт-диск, указывая в техзадании, что для изготовления вывески следует использовать файл moi_prekrasniy_logo.eps.

Мастера производства находят файл в библиотеке, прилагаемой к гайд-лайну, разбирают его на детали, программируют оборудование, при помощи которого ими вырезается каждая из деталей будущей вывески, и, в конце концов, получают «в материале» приблизительно следующее:

Детали логотипа «Траксервис», Россия

Около сотни деталей разного размера и цвета, из которых нужно с точностью до миллиметра смонтировать восьмиуровневую объёмную конструкцию, используя в качестве чертежа одну единственную красивую, но абсолютно бесполезную картинку из гайд-лайна. Возможно ли это сделать, господа эстетствующие дизайнеры? Хотите лично повторить это мастеру производства, который в данный момент задумчиво смотрит на ваше творение «с изнанки»? Хотите услышать то, чего он от всей своей души вам желает до скончания ваших дней? Не уверен я в этом :)

Ненужно иметь высшего технического образования для того, чтобы сообразить, что для сборки любой мало-мальски сложной конструкции необходим сборочный чертёж, или, по крайней мере, внятный технический эскиз, по которому можно точно определить все размеры, расположение, пропорции и прочие данные, необходимые для производства. Именно тот, который в гайд-лайне и называется «Правила построения фирменного блока».

Схема построения фирменного блока (без указания размеров)
Схема построения фирменного блока (без указания размеров)

На оригинал-макете представленного выше технического эскиза разработчиком указано около 30 основных размеров, необходимых для того самого «корректного воспроизведения знака во всех случаях его использования», которое так красиво декларируется в гайд-лайне, и которое так далеко от действительности в разработках некоторых дизайнеров, не просто игнорирующих очевидные требования к профессиональной разработке, но и имеющих наглость с умным видом поучать окружающих своим малонаучным «правилам».

Нужно как-то постараться понять тот факт, что гайд-лайн — это не поздравительная открытка или художественный постер, а сугубо технический документ, который строится по правилам и логике использования подобной техдокументации, принятыми за аксиому разработчиками во всём мире, а совсем не по личным умозаключениям дизайнера Ширышева, принятыми только в его воображении. А если вы мне не верите, то со следующим своим гайд-лайном идите на производство лично. Тогда ваши сомнения развеются быстро и бесповоротно: будут бить :)